Подымкин Алексей джазовый пианист, аранжировщик, композитор, педагог, организатор Российских и Международных Джазовых фестивалей
Начнём с того, что Новосибирск очень большой город, он делит с Екатеринбургом 3-е место(!) в стране по числу жителей. Первые два — это Москва и Питер, города в которых есть регулярная, безостановочная джазовая жизнь. Но тут всё понятно — ресурсы, туристы и в целом гораздо бóльшее сообщество джазовых музыкантов, которые съезжаются со всей страны именно в эти два города. Соответственно, и сообщество любителей джаза и слушателей гораздо более многочисленное. Преимущество Екатеринбурга перед Новосибирском в том, что у них есть постоянно действующий джаз-клуб. Клуб «Эверджаз». Клуб, в котором я выступал много раз.
Начинали они очень непросто. Были вложены спонсорские деньги, деньги друзей, знакомых, тех, кто любит джаз и переживает за джаз. И местные музыканты поддержали организаторов, играя концерты за минимальный гонорар. Для меня было важно, что там есть такое место, и я старался и стараюсь поддерживать людей, которые в непростых условиях удалённости от центра делают так много для продвижения джаза. Благодаря этому клубу в Екатеринбурге за прошедшие несколько лет образовалось несколько замечательных ансамблей, играющих стилистически абсолютно разную музыку и выросло уже два поколения музыкантов. Ярких и самобытных. Многие екатеринбургские музыканты благодаря этому клубу смогли наработать хороший сценический опыт и обрели уверенность в своих силах. Кто-то уехал, чтобы расти дальше. Но, большинство продолжает жить и работать в Екатеринбурге. И большинство уехавших вернулись обратно, но уже с опытом выступлений в Европе и Америке. Просто в Екатеринбурге есть условия, позволяющие музыкантам реализовывать свой потенциал.
Я считаю, самое главное условие для рождения и развития джазмена — постоянно действующее место в городе, где музыканты растут, где они могут играть свои программы, играть регулярные джемы друг с другом и с приезжими музыкантами. Музыканту нужна сцена! Вот приехал в Екатеринбург Брэнфорд Марсалис записывать диск классической музыки с местным симфоническим оркестром, а вечер у него свободный. Куда пойти? «У вас есть джаз-клуб? Ого, здóрово!» И в итоге местные молодые музыканты получили возможность поиграть джем с музыкантом такого уровня! Представляете, какой это для них стимул?! И, вот что меня поразило. Уже несколько раз подряд мы играли ранние концерты (в 19:00), играли с приглашенными зарубежными артистами, а после нас играли местные музыканты и на них всегда аншлаг. Вот это — их общая работа — музыкантов, руководства, команды клуба и просто всех неравнодушных к этой музыке людей, это результат их деятельности, их многолетнего труда! Поэтому я вижу развитие джаза, его популяризацию именно таким образом. Если не будет такого места, то ничего не произойдет, поверьте. Новосибирск тоже консервативный город, как и Екатеринбург, но из-за того, что у них есть вот такое место – джаз-клуб, и никто не хочет, чтобы это место «сдулось», они вынуждены всё время что то придумывать, менять, разнообразить стилистику концертных программ. И есть здоровая конкуренция. Они не могут ставить в программу только традиционный джаз и современный straight ahead. У них есть латиноамериканский джаз, фьюжн, фанк, фолк-джаз с элементами разных этнических влияний, вся палитра. А вот, для примера, в конце февраля я организовал небольшой тур с замечательными бразильскими музыкантами. И что говорит Новосибирск? Он говорит: «О, это не джаз». Как не джаз? — «А вот так! Где Бразилия и где Джаз?» Другие города — Томск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул и тот же Екатеринбург с удовольствием пригласили этот состав, а Новосибирск засомневался, потому что есть консерватизм, косность и снобизм и нет понимания, насколько этот жанр разнообразен. Нужно как то от этого избавляться. Нужно продвигать стилистически разный джаз, помогать молодым музыкантам, поддерживать, тогда никто никуда уезжать не будет. Вот этого очень не хватает Новосибирску, могу сказать честно и откровенно. Не хватает разного джаза. И не хватает регулярного фестиваля, который бы проходил ежегодно, в одно и то же время.
Ещё «Эверджаз» делает программы с детьми. «Дети играют джаз». И проводит СВОЙ ежегодный летний фестиваль под открытым небом, недалеко от Екатеринбурга, на свежем воздухе!
Джазовый клуб в Новосибирске — это было бы потрясающе! Это было бы чудо! Я просто двумя руками «за»! Но, без настоящего, чистого энтузиазма, веры в успех со стороны организаторов и готовности музыкантов поддержать это начинание, без помощи волонтёров — настоящих любителей и почитателей джаза, ничего не получится! Если от меня нужна какая-то помощь, я с удовольствием готов приехать и привезти с собой музыкантов из Москвы, и может быть не только из Москвы. Обо всём можно договориться. Я очень люблю Новосибирск. Мой родной город вообще-то Барнаул, но Новосибирск это вторая моя родина и всё, что я сегодня умею, мне в основном дал Новосибирск. Барнаулу я тоже очень благодарен, там очень сильная школа, и фортепиано в том числе — очень сильные педагоги. Это мне помогает и на сцене и в моей педагогической деятельности.
Новосибирск достоин джазового клуба и может даже больше достоин, чем Екатеринбург. Я считаю, что Екатеринбург это в бóльшей степени индустриальный город с сильной рок-культурой. Но, посмотрите, какую они смогли организовать джазовую историю там?! Три (как минимум!) джазовых абонемента в Филармонии, несколько профессиональных биг-бэндов и постоянно действующий джаз-клуб!
Молодцы! Всё-таки Новосибирск такой настоящий культурный, интеллигентный город. Было бы здорово, если бы такое место появилось и у нас. Всячески поддержу вас! Обращайтесь в любое время, буду рад.
Спасибо за то, что вы делаете! Удачи!