Меню Закрыть

Ильин Андрей
барабанщик

   Ситуация с джазом в Новосибирске, на мой взгляд, претерпевает далеко не самые лучшие времена. Несмотря на существование двух филармонических джазовых коллективов («Биг-Бенд» Толкачева и «Сибирский Диксиленд» Гершеновича), которые проделывают огромную работу, в том числе популяризируя джаз, нельзя сказать, что этого достаточно для такого большого города как Новосибирск. Вы скажете, что на их концерты ходит много народу, и будете правы, но вы посмотрите на возраст благодарных слушателей — большинство из них даже не средних лет, а значительно старше. Основная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы заинтересовать молодежь в джазе. Кто будет ходить на джазовые концерты лет через 30 и будет ли? Большой вопрос. А чтобы заинтересовать молодых людей, необходимо прививать с ранних лет любовь к джазовой музыке и «подкармливать» этот интерес по мере их взросления. Кстати, у вышеперечисленных коллективов есть именно такие — «просветительские» концерты для мальчишек и девчонок из музыкальных школ, школ искусств и тд. К слову, наряду с филармоническими коллективами есть еще и независимые — такие как группа «Штрихкот», барабанщиком которой я являюсь. С гордостью могу сказать, что мы тоже занимаемся просветительской деятельностью, популяризируя джаз, потому что козырь «Штрихкота» — это танцевальный джаз. И , как раз через танец людям легче начинать знакомиться с этой музыкой, потому что она очень позитивная, ритмичная и праздничная. Люди приходят в одноименную школу танцев, образуя свое неповторимое сообщество, и подтягивают других, но и там существует острая нехватка молодых людей.
    Спросите на улице у любого школьника или студента ЧТО он слушает — джаз будет самым непопулярным ответом. Вы услышите, что он интересуется или рэпом, или какой-нибудь низкосортной ерундой. Да, на российском рынке представлена не только «помойка», есть очень качественная популярная музыка — например Леонид Агутин и др. Я не имею ввиду, что люди должны слушать только джаз- это ведь глупо! Конечно нет, но если речь идет об интересе к джазу, то проблема лежит весьма глубже. Джаз — это интеллектуальная музыка, со своей философией, юмором и жизнерадостностью, надеждой на что-то светлое. Если сравнивать с теми же русскими народными протяжными мотивами, сплошь минорного наклонения, такими близкими русской загадочной душе, в джазовой музыке все-таки преобладают мажорные тональности, и это так необходимо в нашем современном агрессивном мире! Так вот, прививать нужно с раннего возраста любовь к джазу, к классической музыке у детей, ставить им пластинки, заинтересовывать. Но даже в общеобразовательных школах ни слова не говорят о джазе, а тем не менее вы посмотрите на американское образование — в каждой обычной школе есть свой оркестр, да еще и не один! Там правительство поддерживает интерес молодых людей к искусству, маршевым и духовым оркестрам, джазу. В случае с нашими реалиями, эту задачу на себя должны взять и власти. Порой, гуляя по городу, ужасает количество людей с низким социальным уровнем. Шатающихся маргиналов можно встретить на главных улицах левого берега, например. Главная проблема — очень низкий уровень жизни, и это в третьем по численности населения городе России! Для людей не то чтобы купить инструмент ребенку, в школу собрать — уже подвиг. При таком раскладе просто необходима поддержка со стороны государства! Вся культура в стране находится в глубочайшей яме, а ведь с нее, с культуры, стоит все и начинать. Спросите какая зарплата в филармонии у лучших джазовых музыкантов города, и после этого вам не захочется отдавать ребенка в музыку.
    Один бар, где раз в неделю проходят полноценные джазовые вечера с хаус-бендом на почти 2-х миллионный Новосибирск — это все, что вам нужно знать о джазовой жизни мегаполиса. После закрытия клуба «Труба», в городе остался только водка-бар «Открой рот», в котором можно услышать лучших джазовых, блюзовых музыкантов города. Этого, конечно, недостаточно. Была отличная попытка «джазового вторника» в «Лондон-баре, но спустя год все прекратилось из-за мизерного количества посетителей в эти вечера.
    Посмотрите на соседний Томск. За последние лет 5 джазовая активность в городе возросла в разы! Народ стал интересоваться джазом, ходить на концерты, стали открываться джазовые клубы, опен-эйры и т.д. И это в городе, где джазовое образование отсутствует напрочь! Но зато есть свой «Биг-Бенд ТГУ-62». Кстати, спросите у них про зарплату и сравните с нашим «Биг-Бендом»! И я уверен, что эти успехи в Томске связаны с активностью отдельно взятых людей, таких как Аркадий Ратнер, чей взнос в музыкальную культуру города огромен, а также Андрея Иноземцева, который являлся организатором почти всех томских джазовых вечеров. Не хватает именно таких людей в Новосибирске. Очень здорово, что есть у нас эстрадно-джазовое отделение в музыкальном колледже им. Мурова, где работают исключительно профессионалы и мастера Новосибирского джаза. Но многие выпускники, зачастую самые талантливые, уезжают из города, чтобы продолжить обучение в Москве, Питере, за границей, потому что в Новосибирске, к сожалению, нет джазового высшего образования.
   Остается надеяться на творческие джазовые объединения, союзы музыкантов, которые смогут не только организовать самих артистов, но и поднять интерес у публики, у молодых людей к музыке, джазу! И чем больше будет таких сообществ, тем интереснее для города будет протекать музыкальная жизнь.