Меню Закрыть

Пыстин Алексей
пианист

     Популяризация джаза очень сложная задача, это почти так же сложно, как создать и продвинуть новую религию. Джаз — это ОГРОМНОЕ понятие в силу того, что в нём «слишком много» стилей и направлений.
     В Новосибирске так сложилось, что представлен в основном Mainstreem и Swing. Это некая «школьная основа» джаза и она безусловно нужна, но большинство наших джазовых музыкантов (за редким исключением) исполняют её именно «по школьному» — всё про джаз знаем и играем, как бы правильно, но между «правильно знать» и «правильно уметь» такая же разница, как прочитать книгу о детях и воспитать своих (и не одного). По этому за кулисами от приезжих звёзд можно услышать фразу — «very boring on thе stage» — очень скучно на сцене. Радует, что есть приятные исключения и их около 30% на мой взгляд.
     Чтобы такую ситуацию исправить, нужен комплекс мероприятий, энтузиазм и хороший бюджет. Чтобы выступало много разных музыкантов, чтобы у всех была возможность поиграть вместе с носителями этой культуры, ну или хотя бы их часто слушать в ЖИВУЮ! А пока, сами знаете, что происходит — один сэйшн в неделю с одними и теми же, на котором играют одно и тоже или официоз с большой сцены. Причём то, что звучит в Филармонии иногда в силу неправильного звукового оснащения и кривой звукорежиссуры, иногда в силу халтурного исполнения, просто переворачивает джазовую суть вверх ногами и это выдаётся за настоящий джаз, а всем всё равно, потому что публика этому аплодирует и у концертов есть коммерческий успех.
     Расскажу для понятности одну историю из своей биографии.
Лет 10 назад нам довелось играть серию концертов с Дэнисом Роулэндом (Dennis Rowland), он тогда ещё был в потрясающей форме до инсульта. Это вокалист проработавший с живым Каунтом Бэйси в его оркестре много лет, он пел с одной сцены вмести с Эллой, Джорджем Бэнсоном, Биг Джо Тёрнером и другими, записывался с Маркусом Миллером, Стивом Гэддом, Джо Сэмплом… ну в общем прям настоящее олицетворение джаза. Репетиция с ним была около 5 часов, он добивался от нас, чтобы мы звучали, как Basie-band (оркестр Каунта Бэйси). Я тогда был уверен, что всё уже про эпоху свинга знаю и умею, но после этой репетиции и концерта, я пришёл домой и стал слушать Эллу, Армстронга, Билли Холидэй — ну всё что у меня было в записях из эры свинга, как абсолютно новую неизвестную мне музыку. Моё знание о джазе стало другим, а играть, «как ОНИ» у меня стало получаться только последние лет 5 и то далеко не всегда. А ведь музыканты живущие ТАМ в этом постоянно варятся.
    Вот если мы сможем организовать такое у нас в городе, то ситуация будет меняться, а пока мне кажется, что джаз в городе топчется на одном и том же месте… увы это печально.