Калужский Владимир
художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии.
Джаз за последние 20-30 лет в нашей стране по степени популярности достиг определенного уровня и вот тут начинается вопрос — он должен этот уровень превзойти или остаться на том же самом? Сегодня джаз вышел в ранг академической музыки, но мы же не хотим, чтобы с утра до вечера из каждого утюга звучала симфоническая музыка, в трамваях, в такси, в автобусах, на Fm и т.д. Должна быть какая-то гибкость. То же самое и с джазом. Он сегодня чётко функционирует и у него есть своя аудитория, свои задачи и то, что происходит сейчас с джазом, напоминает действительно академические жанры, для которых характерна элитарность существования. Любопытно, что на джазовые концерты ходит примерно та же самая возрастная категория публики, что и на концерты камерной или симфонической музыки. Для многих людей это часть их молодости, того времени, когда джаз был под запретом или вне популярности. Таков всеобщий закон жизни — как только снимаются какие-то рамки, явление становится доступным, народ успокаивается и постепенно теряет интерес. Вот если бы сегодня запретили джаз, тогда бы получилась интересная вещь, но это всё рассуждения, не имеющие будущего.
Существует практика, которая сложилась в Новосибирске. Практика представления джазовой аудитории. Эта музыка может существовать в концертном академическом варианте, как в нашем проекте «Джаз для всех», который создавался с целью открыть новые возможности для молодых и маститых музыкантов нашего города, но немыслима без клубных, камерных представлений и джемов. Я за то, чтобы по мере появления каких-то новых художественных событий они были представлены публике. Очень важная клубная среда отсутствует. Общение в ресторане должно быть озвучено, ведь это своеобразный ритуал, этикет, комфорт, социальная привычка.
В джазовой жизни города не хватает разнообразия форм музицирования и представления. С одной стороны мы даём академические формы не только по разряду сочинений, но и по части представления. Если обратиться к истории джаза, то увидим, что джаз существует на Западе как часть огромного количества фестивалей, которые проходят в разных местах, разных залах, с другой стороны — клубное существование, оно демократично, не связано впрямую с коммерцией. Уж конечно выступить на филармонической сцене это всегда удобно, почетно, это другое количество публики. А клуб — это иная форма существования, она не накладывает таких суровых обязательств — 2 отделения по 45 минут, то, что по закону требуется для филармонического концерта. В клубе можно играть всю ночь, а можно наоборот не играть, остановиться или остановят те, кому это нравится или не нравится, другая атмосфера совершенно. Такого места у нас нет. Поэтому теряется самое главное в джазе — его сиюминутность, импровизационность, неформальность.
В Екатеринбурге есть отдельно Джазовая филармония, а у нас это всё вместе. И в частности, наша филармония не может всё время кормить публику джазовыми программами, потому что у нее есть и другие задачи. А вот джазовые клубы, они могли бы выдергивать из разных пластов джазовой жизни в стране или за рубежом каких-то людей, привозить их в одночасье, и это действительно событие, которое затмевало бы и филармонические события, и какие-то другие. В Новосибирске, в Академгородке существовал клуб «Под интегралом» в далекие 60-е годы. Это было уникальное дело, потому что они тогда ещё существовали на самоокупаемости при всех проблемах советского экономического и политического строя. Они могли позволить себе пригласить на один вечер какого-нибудь знаменитого актера, киношника, музыканта, писателя и т.д. Он прилетал и улетал. И народа было 50-70 человек. Я могу приглашать, к примеру, Игоря Дмитриева на концерты, с количеством публики 300-500 человек. Но можно его привезти и в джазовый клуб, тогда получится, другая атмосфера, и этого не хватает Новосибирску.
У меня хорошее отношение к планам Региональной общественной организации «Творческое джазовое объединение» создать в Новосибирске музыкально-просветительный центр в формате Джазового Клуба с концертной площадкой, для общения музыкантов и отдыха горожан.
Любой энтузиазм в благородных целях всегда требует поддержки. Это хорошие цели. Напоминает профсоюз джазовых музыкантов, которые заботятся о том, чтобы им хорошо работалось, хорошо жилось. Они хотят сломать те стереотипы, связанные с предвзятым отношением к ресторанной музыке. Джазовые музыканты, это музыканты академически высокой профессиональной ориентации, как и все остальные. Вообще, профессия музыканта с одной стороны почетна, с другой стороны она, как и 300 лет тому назад в эпоху Эстерхази, находится на уровне обслуживания населения. Но это не обслуживание, это искусство, а его довели до уровня сферы простых развлечений. С одной стороны искусство принадлежит народу, с другой стороны народу всё равно. Поэтому дай Бог, чтобы всё у них получилось. Хотя я вижу массу проблем. Координация с джазовой программой филармонии, различная политика проведения концертов, приглашения разных исполнителей. Но в целом открытие клуба – это важно, ведь люди должны иметь возможность для творческого самовыражения. Максимального или минимального это уже второй вопрос. Это должно быть. Это способ существования. Если люди будут существовать только в рамках, которые дает им только учебное заведение, филармония, консерватория, это с одной стороны хорошо, с другой стороны — этого мало. Рамки должны всё время расширяться и должны появляться какие-то другие возможности.